Календарь событий в театрах, концертных залах и цирках Москвы
Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  


Билеты в театр без лишних хлопот
Репертуар Большого театра на октябрь, ноябрь. Заказ билетов в Большой театр с доставкой!
Большой театр
Новая фантастическая программа!
В цирке на проспекте Вернадского! Спектакль-феерия на льду, на воде и на суше. Билеты от 900 до 1800 руб.
Цирк на проспекте Вернадского


Жан Ануй. Сценическая версия театра

Режиссер-постановщик Юрий Еремин

Действующие лица и исполнители:

  • Жюльен Палюш- Георгий Тараторкин
  • Рита- Татьяна Бестаева
  • Роза- Ольга Остроумова
  • Аглая- Евгения Крюкова, Яна Львова
  • Роже- Александр Яцко
  • Фессар- Александр Леньков
  • Маурин- Марина Кондратьева, Елена Валюшкина
  • Анбруази- Дмитрий Журавлев
  • Отец Жюльена- Евгений Данчевский
  • Жюльен в детстве- Святослав Осипов
  • Грузчик -Александр Бобровский
  • Альберто- Александр Бобровский
  • Серж- Сергей Ячменев

Не будите мадам

"Не будите мадам" - пьеса француза Жана Ануя о судьбе человека, целиком посвятившего себя театру. Ее герой - режиссер Жюльен Палюш - принципиален во всем: и в творчестве, и в жизни. Формула "гений и беспутство" - не для него. Его фантастическая увлеченность новыми театральными идеями притягивает к нему самых разных людей. Часто в его памяти возникают образы прежних спутников жизни, они переплетаются с судьбами живых и отбрасывают тень на настоящее, придавая ему неожиданный смысл.

Режиссер-одиночка

Жан Ануй - один из самых известных европейских драматургов ХХ века. Он создал несколько десятков пьес разных жанров и сам нередко участвовал в их постановках. Его творчество более полувека определяло жизнь французского театра и обогатило его неповторимыми красками. После пьесы "Горностай", которая была поставлена в 1932 году в парижском театре "Эвр", он полностью посвятил себя театру. Ануй стал общепризнанным лидером французского театра.

Пьеса "Не будите мадам", премьера которой состоялась 21 октября 1970 года в парижском театре "Комеди де Шанзелизе" в авторской постановке, относится к позднему периоду творчества Ануя. Тема ее - люди театра. В России пьеса не публиковалась и не ставилась.

Перед самым началом спектакля зрителям, которые заняли почти весь зал, объявили о том, что сегодня в театре - "маленький семейный праздник": в тот вечер сравнялось ровно 40 лет с того дня, как исполнительница роли Риты в этом спектакле - Татьяна Бестаева - впервые вышла на сцену Театра имени Моссовета. Виновнице торжества, которая готовилась к пьесе за кулисами, подарили бурю оваций. После чего началось само действо, которое скорее напоминало смерч в четырех стенах.

Сам спектакль, на котором побывал Репортер, начинался интригующе: главный герой стоял спиной к залу и был занят тем, что не давал разойтись занавесу - словно знал, чем закончится и этот сюжет его жизни. Чтобы потом, помедлив, отпустить полотнище, пройти по сцене своего театра, усесться за режиссерский столик и, закурив, объявить начало репетиции. Режиссера звали Жюльен Палюш. Актера - Георгий Тараторкин. Они вышли на сцену в окружении родных стен Театра имени Моссовета, чтобы в пьесе французского драматурга сыграть свой театральный сюжет. Декораций не было, и зрители видели даже стыдливо оголенные белые кирпичи в глубине сцены, которые непривычно бросались в глаза.

Наверное, такие пьесы, как "Не будите мадам", пишутся под занавес. Чтобы, подарив публике очередную историю о закулисной жизни театра, позволить себе поиграть темами и названиями, заплутать во временах, разрешить себе иронию и усталую морщинку у губ. Чтобы признаться в любви к театру, спутать театр и жизнь и остаться в том единственном пространстве, который приготовила тебе судьба.

Жюльен Палюш - из породы героев. Из породы почти исчезнувшей, растворившейся среди безликих и слабых людей - "героев дня", чьи имена не помнят уже вечером. Может показаться, что после ануевских героинь его путь не столь ярок, бескомпромиссен и быстротечен. Трагедия исчезла, проблема осталась та же - сохранение себя в предлагаемых обстоятельствах, и решается она с тем же внутренним напряжением и категоричностью, при которой компромисс отменяется. Интонация истории из жизни современного режиссера приглушена, как притушен свет в пустом зале театра, выстроенном на сцене. Казалось бы, вот еще одна прекрасная бенефисная роль для актера. Жан Ануй не учел лишь одного: эту роль нельзя сыграть, будучи даже очень хорошим актером. Надо быть этим героем, быть той же группы крови, иметь внутренний стержень и пройденный путь за плечами, чтобы, отрефлексировав в этой роли свою жизнь, прийти к той чистой ноте исповедальности, без которой "хорошо сделанная" пьеса может остаться очередным сюжетом про одиночку-режиссера.

Круг жизни

Успех спектакля в Театре имени Моссовета - как раз в совпадении актера и роли, в том, что Жюльен Палюш оказывается духовно близок Георгию Тараторкину, чей образ сформировался в нашем сознании и пространстве. Образ этот неотделим от понятия "благородство". Когда благородство проступает даже в облике - в прямой худощавой фигуре, несколько заостренном профиле, в нервных, красиво очерченных губах. Такое лицо редко встретишь в толпе, оно - из тех, ушедших времен, кажется, на таких лицах будто отмечено что-то невидимым резцом.

Спектакль - "История жизни Жюльена Палюша, рассказанная им самим". Точнее - показанная, извлеченная из его памяти. Структура пьесы предполагает мгновенную и неожиданную смену времен. Воспоминания уводят нас в прошлое, из которого выныриваешь в настоящее, и вновь - обратная перспектива. Сцены наслаиваются друг на друга, следуя прихотливому потоку воспоминаний, когда имя или слово тянут цепочку ассоциаций, даруют встречу с призраками. Времена меняются в едином пространстве, пространстве театра, где сомкнется круг жизни: детство - любовь - смерть. Театр выстроен на поворотном круге - с амфитеатром и совсем крошечной сценой, на которой артист Жюльен Палюш играет две главные роли. Он играет их одновременно на сцене и в жизни - вновь и вновь. Театр взял что ему полагалось - он настолько переплелся с жизнью, фактически подменил ее, что предлагаемые обстоятельства роли стали жизненными обстоятельствами.

Вершинин и Гамлет. Гамлетом он будет рассказывать свою историю отношений с матерью. Вершинин - практически двойник Палюша, отчасти - его внутренняя ипостась. Русский офицер в белоснежной мягкой шинели. Они, он и Маша, в белых одеждах, будут стоять на крохотной сцене, прижавшись друг к другу под бутафорским снегом, падающим сверху, потому что действие происходит в далекой снежной России. Когда-то Жюльен ставил этот спектакль о себе и Розе (Ольга Остроумова), своей первой жене, которая играла Машу. В их мире все было прекрасно, потому что была любовь. И Маша Ольги Остроумовой в монологе прежде всего женщина, напоенная, обремененная любовью. Обыденность речи, отсутствие романтических интонаций и обертонов - и перед нами простая баба, в сбившемся белом платке, красивая и открытая, принимающая любовь вот так, со слезами и смехом. "Люблю - такая, значит, судьба". Но для Жюльена существует жизнь. И в жизни он тоже Вершинин, только уже отец. Вершининское: "Когда болеют мои девочки, я испытываю угрызения совести, за то, что у них такая мать", - его, Жюльена. Их мать - актриса.

Наедине с театром

Жюльен словно повторяет путь своего отца. У них общая беда, общий "рок" - они слишком серьезно относятся к жизни. "Не будь таким серьезным - это же театр", - будет произнесено не однажды. Театр для него - жизнь "единственная и вечная", он до фанатизма предан ему и поэтому, отрицая его лживость и бутафорию, до сих пор остается в нем. Однажды попробует режиссировать свою жизнь, попытается, как Пигмалион или Хиггинс, вылепить себе идеал - и в какой-то момент юная, прелестная, хрупкая девушка, приехавшая к нему, чтобы стать актрисой, окажется рядом. Он бросит на нее взгляд и позже, словно Гамлет, положит ей на колени свою голову. Она станет его женой, станет актрисой. И история вновь повторится. "Я ненавижу тебя!" - закричит она. "Завтра, с той же сцены", - ответит он. Его самая сокровенная мечта - поставить "Гамлета" - "Ради одной сцены, самой прекрасной сцены - сцены с матерью". Попытка докричаться до нее, уже мертвой, до той картонной фигуры, возвышающейся над ним - уже Гамлетом, о своей детской боли, о том, что ему нужна была мать. Театр отобрал у него всех, оставив себя. И Жюльен вновь ухватится за занавес, чтобы сохранить театр.

Саша БЕРНАР

Заказать билет

(495) 755-90-00
999-14-22

ЗАКАЗ БИЛЕТОВ:

(495) 755-90-00 (многоканальный)
999-14-22