German version  English version  Russian version
VIP Театр - Продажа билетов в театры Москвы
Календарик
Январь
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     


Билеты в Ленком
Заказ билетов в Ленком с доставкой! Юнона и Авось, Женитьба Фигаро, Плач Палача, Две женщины, Все оплачено
Ленком


Елка



Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Яндекс цитирования


Гала-концерт. В честь Ирины Архиповой

Гранд-гала в двух отделениях. Торжественная церемония вручения премий Фонда Ирины Архиповой

Оркестр и хор Большого театра

Дирижеры - Александр АНИСИМОВ, Феликс КОРОБОВ

Режиссер - Владислав ПЬЯВКО

Художник - Виктор ВОЛЬСКИЙ

Главный хормейстер - Валерий БОРИСОВ

ПЕРВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Ж. Бизе

Симфонический антракт к IV акту оперы "Кармен"

Н. Римский-Корсаков

Сцена Любаши и Грязного из оперы "Царская невеста"

Тамара Кливаденко

Виктор Черноморцев

М. Мусоргский

Сцена Марфы и Досифея из оперы "Хованщина"

Елена Манистина

Аскар Абдразаков

Дж. Верди

Сцена Амнерис и Радамеса из оперы "Аида"

Людмила Шемчук

Андрей Романенко

ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

М. Мусоргский

Ария Марины Мнишек

и сцена Марины Мнишек и Рангони из оперы "Борис Годунов"

Ирина Макарова

Анатолий Лошак

Дж. Верди

Рассказ Азучены

и дуэт Азучены и Манрико из оперы "Трубадур"

Наталия Дацко

Михаил Урусов

Ж. Бизе

Заключительная сцена из оперы "Кармен"

Айталина Адамова-Афанасьева

Владислав Пьявко


Ирина Архипова

К числу тех счастливых избранников, кто определил облик вокального искусства второй половины XX века в нашей стране, кто умножил мировую славу России как «сверхдержавы» культуры, бесспорно принадлежит Ирина Архипова, которую Биографический центр Кембриджа справедливо назвал в 1993 году «Человеком столетия». Ее имя стоит в ряду таких великих имен, как Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов, А.В. Нежданова и Н.А. Обухова. Ее восхитительный, завораживающий и по-прежнему молодой голос вот уже более четырех десятилетий дарит наслаждение отечественным и зарубежным ценителям оперы.

Моцарт говорил, что он любит, когда ария подходит певцу как хорошо сшитое платье. Голосу Архиповой великолепно подошли партии Марфы в «Хованщине» и Любаши в «Царской невесте», Полины в «Пиковой даме» и Любови в «Мазепе», Эболи в «Дон Карлосе» и Азучены в «Трубадуре», Амнерис в «Аиде» и Шарлотты в «Вертере»... Триумфальный успех выпал на долю ее Кармен, особенно после того, как партнером молодой певицы на сцене Большого театра в 1959 году выступил Марио Дель Монако. Прославленный тенор пригласил затем покорившую его своим талантом «русскую Кармен» участвовать в постановках оперы Бизе в Неаполе и Риме.

«Ла Скала» и «Ковент-Гарден», «Метрополитен-опера» и «Колон», самые престижные театры мира рукоплескали «волшебному меццо» Архиповой. Навсегда запомнился артистке тот восторг, с которым приняла французская публика в Оранже ее выступление в «Трубадуре» вместе с несравненной Монсеррат Кабалье на открытой сцене древнеримского амфитеатра.

Требовательная к себе еще больше, чем к другим, Ирина Константиновна точно почувствовала, когда пришла пора менять оперные «платья». В последние годы она «примерила» пышный наряд Графини в «Пиковой даме» и скромное одеяние няни Филиппьевны в «Евгении Онегине», — оба оказались ей удивительно к лицу, — и вновь международный успех, всеобщее восхищение сценическим долголетием. Душа Ирины Архиповой неутомимо трудится, заставляя ее постоянно расширять и без того необозримый камерный репертуар (свыше 800 сочинений!).

В 90-е годы мне выпала честь быть ведущим многих концертов Ирины Константиновны - от благотворительных в Новодевичьем монастыре, где она выступала с хором Владимира Минина, до ее знаменитых гостиных (посвященных Обуховой, Чехову, Танееву). Но самым памятным был, наверное, концерт, состоявшийся 12 февраля 1995 года в легендарной Грановитой палате Московского Кремля - той самой, где когда-то Иван Грозный праздновал взятие Казани, а Петр Великий - победу под Полтавой. Столетия назад Грановитая палата служила тронным залом русских царей. И вот в него вступила подлинная царица оперной сцены, и под старинными сводами зазвучал ее дивной красоты голос, которому подвластно все — от строгого смирения православных молитв до озорной удали, страстной силы и горькой скорби героинь опер Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова.

И, конечно же, незабываем тот вечер, когда на сцене Большого зала Московской консерватории мне доверили вручить Ирине Константиновне приз «Бриллиантовая лира» и диплом о присвоении ей титула «Богиня искусств». Она и в самом деле богиня («Люблю я вас, богини пенья...» - восклицал некогда Е. Баратынский), однако богиня земная, чья жизнь заполнена не только служением высокому искусству, но и повседневными заботами.

У Архиповой твердый характер и мощный темперамент, что позволяет ей не сгибаться под грузом тех забот, что взвалила на нее общественность и еще дополнительно к тому взваливает на себя она сама по доброте душевной. Она была председателем Всесоюзного музыкального общества, теперь - президент Международного союза музыкальных деятелей и Фонда Ирины Архиповой, созданного для поддержки творческой молодежи. У нее множество «вокальных детей» - и воспитанных ею в качестве профессора консерватории, и прошедших «школу» конкурсов Глинки, Чайковского, Рахманинова, где она возглавляет жюри. Всем им - и тем, кто уже приобрел громкое имя, и тем, у кого пока не очень складывается карьера, - Ирина Константиновна стремится помочь, щедро делясь своим богатейшим опытом, регулярно проводя фестивали «Ирина Архипова представляет».

Для очень и очень многих она стала не только сверхискушенным наставником в искусстве вокала, но и настоящим «учителем жизни» - подобно тем, кого (как, например, Надежду Матвеевну Малышеву) она с благодарностью вспоминает в своей книге «Музыка жизни». С такой же теплотой вспоминает великая певица и своих замечательных партнеров по Большому театру - С.Я. Лемешева и З.И. Анджапаридзе, П.Г. Лисициана и И.И. Петрова, Е.Е. Нестеренко и Г.П. Вишневскую, дирижеров А.Ш. Мелик-Пашаева и В.В. Небольсина, - всячески стараясь, чтобы «закулисный мусор» не попал на страницы мемуаров.

Блистательный талант и самоотверженный труд Ирины Архиповой были по достоинству оценены. Она получила все высшие награды и звания в нашей стране — Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии... А в 1995 году слава ее поднялась на космическую высоту: малая планета № 4424 получила имя «Архипова», что зафиксировано соответствующим образом в Институте теоретической астрономии Российской Академии наук. Но это у астрономов «Архипова» — малая планета, а в искусстве она — планета огромная, могучую силу притяжения которой испытывают все чуткие к музыке люди.

И перефразируя те слова, что М. Булгаков поставил эпиграфом к своей пьесе о Мольере, можно сказать об Ирине Константиновне Архиповой: «Для ее славы ничего не нужно. Она нужна для нашей славы».

Святослав БЭЛЗА.

Заказать билет
Заказ билетов:
(095) 117-8015
999-1422